Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

ВакхНо портрет артиста будет не полным, если не сказать и о других гранях его таланта. Героика, лирика, романтика уживались в его творчестве с юмором, гротеском, а порой и озорством. Так его Базиль ("Дон Кихот") и Аладдин каждый по-своему изобретателен и находчив. Оба не прочь подшутить над незадачливыми окружающими. Танец и пластический язык этих героев полны юмора и озорства.

Очень выразителен был Щеголев в характерных партиях, таких, например, как Северьян в "Каменном цветке". Неожиданно интересной получилась резко отрицательная роль злодея дрессировщика Капитони ("Доктор Айболит").

Можно было бы написать целую статью о гриме Щеголева. Он был большим мастером по этой части. Талант художника позволял ему добиваться острой внешней характерности образа. Вот, например, колоритнейший Вакх в Вальпургиевой ночи ("Фауст" Гуно). С первого появления вызывала улыбки зрителей его забавная, умильная рожица, украшенная симпатичными рожками. В этой роли артист показал себя блестящим танцовщиком, чертовски легко и непринужденно преодолевающим технические сложности. Ни в чем не уступала ему В.С.Лубенец - очаровательная Вакханка. Это был блистательный дуэт, полный юмора и блеска.

АмунА сколько было еще замечательных номеров в оперных, опереточных спектаклях, концертах! Роскошный "Вальс" в "Летучей мыши" (в паре с В.С.Лубенец), огневой цыганский танец во "Фраските", "Половецкие пляски", в "Князе Игоре"... Невозможно перечислить все работы этого жадного до творчества, азартного артиста. "За кадром "остались и некоторые крупные роли: Амун ("Египетские ночи"), Феб ("Эсмеральда"), Конрад ("Корсар") и многие другие. Рамки очерка не позволяют более полно отразить эту богатейшую сценическую жизнь, счастливую жизнь.

Да, он считал себя счастливым. Как ему повезло с балетмейстером! Ведь это Н.В.Данилова увидела в неуклюжем простоватом юноше будущего Ферхада, Принца, Отелло, поверила в него и доверила сразу труднейшую роль Гирея. Она оценила его способность интуитивно схватывать суть роли, стиль понимать все с полу слова. Данилова, этот великий мастер балета - драмы, увидела в Щеголеве транслятора своих идей, того, кто может реализовать их, потому их творческий союз был необычайно плодотворен.

У него были замечательные партнерши: Л.Статкевич, С.Россет, К.Гаврилова, З.Никулина, В.Кирпичникова, О.Байкова и другие.

Альберт Фаина Раневская назвала работу артиста балета "Каторгой в цветах". Точно сказано! Были цветы, и много - публика любила Щеголева. Но и каторга была: тяжелые травмы позвоночника, ног. Порой приходилось танцевать, преодолевая жуткую боль. Терпел и танцевал. Да как! Вот за эту преданность балету, самоотдачу, волю и работоспособность его любили и уважали коллеги.

Он на каждом спектакле выкладывался до конца, без остатка. После таких "кровавых" спектаклей, как "Отелло", "Раймонда", "Барышня и хулиган", не мог заснуть и потому старался очень рано, часа в три, уехать на рыбалку (и зимой - тоже). Это была его вторая страсть после балета. Валентина Степановна говорит, что привозил хорошую рыбу - судака, жереха. Любил и охоту, вообще свободное время проводил на природе. Он был добрым, отзывчивым, простым, слава не вскружила ему голову. Когда почувствовал, что стал хуже танцевать, ушел из театра. Ему бы еще продлить сценическую жизнь на игровых ролях, но, увы, никто не предложил. Не было уже в театре Н.В.Даниловой, она бы не позволила ему уйти. Думаю, уход из театра сократил ему жизнь, не дожил до 60-ти.

Как обидно, что почти не осталось вещественных доказательств его талантливых свершений. Конечно, есть фотографии, но ведь они запечатлели позу, мгновение. А Щеголев всегда ассоциируется с движением, полетом, порывом, устремленностью в неизвестное. Таким помнят его те, кому посчастливилось сопереживать его героям, кто испытал магическую силу эмоционального воздействия его искусства.

1 2 3



Э.К.Сэт
Профессор СГПУ

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. О. Абрамов. Красный мак. Волжская коммуна. 1950, 28 мая.
  2. А. Фере. Лауренсия. Волжская коммуна. 1951, 14 января.
  3. А. Юсфин. Семь красавиц. Волжский комсомолец. 1956, 15 января
  4. Г. Шебуев. Раймонда. Волжская коммуна. 1957, 24 марта.
  5. А. Долуханян. Легенда о любви. Волжская коммуна. 1959, 22 января.
  6. Е. Сохрин. Читра. на Кремлёвской сцене. Комсомольская правда.1961,5 мая.
  7. Н. Пернова. Впервые в Европе. ж- л Театр. 1561 №9 стр. 163 - 64.
  8. Л. Макарычева. Читра в Москве. Волжский комсомолец, 1961, 21 мая.
  9. Л. Васильева. Аладдин и волшебная лампа. Волжская коммуна. 13 ноября.
  10. Н. Смирнова. Снегурочка. Волжская коммуна. 1965, 25февраля
  11. Г. Шебуев. Жизнь в танце. Волжская коммуна. 1968, 14 мая.

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.