Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

"БОРИС ГОДУНОВ" В ОПЕРЕ МАМОНТОВА

С.И.Мамонтов Но вернемся в XIX век. Исторической вехой в жизни оперы "Борис Годунов" стала ее постановка в Московской частной русской опере в 1898 году (основана опера в 1885 г. Саввой Ивановичем Мамонтовым). Мамонтову удалось собрать поистине звездный состав. Украшением театра были певцы - Ф.И.Шаляпин, А.В.Нежданова, Л.В.Собинов; художники - В.А.Серов, М.А.Врубель, К.А.Коровин, братья Васнецовы, В.Д.Поленов. За дирижерским пультом нередко стоял С.В.Рахманинов. Сам Мамонтов был очень талантливым, широко образованным человеком. Он изучал живопись, скульптуру, хорошо владел фортепиано, учился пению в Италии. Человек прогрессивных взглядов, обладавший удивительной интуицией, он сразу оценил гениальное новаторство Мусоргского и открыл миру Шаляпина. Переманив его из Мариинского театра, он бережно пестовал талант юного певца, расширяя круг его чтения и общения. Познакомил его с великими художниками, писателями, историками, философами, которые оказали огромное влияние на формирование его мировоззрения, развитие таланта. Доверив молодому певцу, который еще мало что умел, сложнейшую партию Бориса, Мамонтов - режиссер рисковал, но был уверен в успехе. Шаляпин разучивал партию Бориса под руководством С.В.Рахманинова. Он жадно впитывал его указания, талант его расцветал все ярче.

И вот премьера 28 ноября 1898 года. Успех ошеломляющий. Главная сенсация - Шаляпин в роли Бориса. Все были потрясены его пением и игрой. Мусоргский, его Борис, стали путеводной звездой в жизни артиста. Борис Годунов принес ему мировую славу. Но и Шаляпин не остался в долгу: его гениальное воплощение образа Бориса дало как бы второе рождение опере. Популярность ее выросла. Началось триумфальное шествие по театрам России, Европы, Америки. Трудно перечислить все театры, где великий артист утверждал славу русской школы пения, русской музыки в лице ее гениального представителя - Мусоргского.

БОРИС ГОДУНОВ ШАЛЯПИНА(Трудный путь постижения образа)

Ф.И.Шаляпин в роли Бориса

"... была в судьбе артиста до дна дней
нескончаемая его, и только его,
"песня" - Борис Годунов".
И. Силантьева

Первая встреча юного Шаляпина с Мусоргским состоялась в Тифлисе благодаря замечательному певцу, музыканту и педагогу Д.А.Усатову. Тогда уже он ощутил кровное родство с этой музыкой. Вот как пишет об этом сам Шаляпин: "То, что играл и пел Усатов из Мусоргского, ударяло меня по душе со страшной силой. Чувствовал я в этом что-то необыкновенно близкое мне, родное... Мусоргский бил мне в нос густой настойкой из пахучих родных трав". [9] Первой ролью Шаляпина в "Борисе Годунове" был пристав в сцене "в корчме", в том же Тифлисе, в любительском кружке. Тогда он и мечтать не смел о главной партии. Но прошло всего несколько лет и вот уже он - Борис Годунов в опере Мамонтова.

Шаляпин долго искал своего Бориса и до конца жизни продолжал совершенствовать образ, придавая все новые черты внешнему облику, корректируя поведение, жесты, пластику, а главное - обогащая новыми интонациями вокальную партию. С годами изменилась сама концепция образа, артист искал и находил возможности вызвать сочувствие к страданиям Бориса. Если в молодости Шаляпин представлял личность сильного, мудрого, мучимого раскаяниями правителя, с годами его Борис представал изначально подавленным, томимым неизлечимым недугом, глубоко страдающим человеком. Чувствовался отсвет личной трагедии певца. По словам самого артиста, со временем он стремился сделать преступного царя "более трагически - симпатичным". [9, 66]

Казалось бы, как просто все дается избраннику Господа. Ан нет! Мучительно труден был путь постижения роли. Шаляпин писал: "От цели-совершенства я был очень далек. К цели я не переставал двигаться всю жизнь и очень искренне думаю, что она так же далека от меня теперь, как была тогда. Пути совершенства, как пути к звездам, - они измеряются далями, человеческому уму непостижимыми". [9, 61-62]

Ф.И.Шаляпин в роли Бориса Так было и в случае с Борисом. Диву даешься, сколько прочитано литературы разного толка: по истории (Н.М.Карамзин, Н.И.Костомаров, В.О.Ключевский), философии, эстетике, психологии, физиологии, не говоря уже о литературном первоисточнике и других творениях любимого им А.С.Пушкина. Долгие часы проводил он в беседах с В.О.Ключевским, в устах которого оживала история Руси, как живые вставали лики Бориса, Варлаама, Пимена. Он особенно подчеркивал одиночество, непонятость Годунова, его стремление к просвещению России, облегчению тяжелой участи простого люда. Все это отразилось в Шаляпинской трактовке образа. Артист исследовал всю родословную Бориса, установил, что один из предков был выходцем из орды. Этим и объясняется восточный тип образа: внешность, любовь к пышности, лукавство, коварство. Тщательно изучал он быт русских царей XVI - XVII веков и даже европейских правящих династий тех времен.

О том, как кропотливо и тщательно работал Шаляпин над партитурой, свидетельствуют многочисленные пометки почти над каждой нотой. Он освоил и все другие партии.

Талант его многогранен. Неожиданно и ярко он проявился в его рисунках. Все стены в гримерной артиста были покрыты набросками, зарисовками, отражающими смену душевного состояния Бориса. Это помогло ему в создании не только внешнего облика царя, но и давало внутренний психологический настрой, подобно камертону в музыке. Он как бы создавал этим эмоциональную партитуру роли.

"Гримируя лицо перед спектаклем, одеваясь, Шаляпин подготовлял таинственный переход чужой души в свою". [10, 54] То был своеобразный "грим души". Гримировался Шаляпин сам и был большой мастер этого дела. Грим его был всегда типичен и характерен.

В работе над ролью для Шаляпина не было мелочей: каждая деталь костюма, грима, даже положение руки на подлокотнике кресла, - все работало на образ трагический. Взять хотя бы пример с выбором костюма. В этом помог Мамонтов: он разыскал в антикварной лавке кусок черной с серебром парчи и Шаляпин согласился с мрачным тоном костюма, назвав Бориса "трауром русской истории".

Перевоплощение на сцене было настолько сильным, что даже пугало партнеров. Порой Шаляпин и сам удивлялся: " Сегодня я почувствовал, что я в самом деле Борис. Ей богу! Не с ума ли я сошел?" [11, 31]

Ф.И.Шаляпин в роли БорисаПо свидетельству очевидцев, то было "жуткое обаяние трагизма", " чисто Шекспировский размах". [12, 176] Особенно потрясали сцены видений и смерти. Зал в ужасе замирал, все невольно обращали взоры в тот угол, где, как казалось Борису, что-то "колышется, растет, движется". Некоторые даже вскакивали с мест. Шаляпин " уверял, что в картине видений ему представлялись тысячи ядовитых муравьев, вползающих в мозг и отравляющих его". [12, 192] Вот как описывают очевидцы сцену смерти: "Борис хватал руками воздух, отлетал и падал плашмя, будто отброшенный неведомой силой; дыхание его прерывалось, слова выходили глухо, почти беззвучно. Его вскрик: " Ой! Душно! Свету!" - ... иллюстрация двух симптомов - удушья и помрачения в глазах... Затем наступает омрачение сознания, дикий крик, беспорядочное махание рук, точно человек защищается от невидимого врага... В сцене с курантами Годунов - Шаляпин испытывает величайшее потрясение, и с всклокоченными волосами, блуждающим взглядом, озираясь и пятясь, появляется в покоях, где собрались бояре". [12, 192] Такое клиническое правдоподобие достигалось огромной подготовительной работой: он изучал " Историю суеверий", клинику истерии, галлюцинаций; "рылся в тенетах человеческого зла".

И все-таки главный секрет потрясающей силы воздействия искусства Шаляпина заключался в его уникальном голосе: в бесчисленных тембральных красках и интонационном богатстве. Он мог изменять тембр на протяжении полутакта. Запись, увы, не дает возможности услышать подлинный голос Шаляпина во всей его красе. Иван Лепаев, современник Шаляпина, писал об удивительной способности артиста выражать тембром разные психологические состояния: " Там - сила, здесь - голубиное воркование; там - ужас и безумие, здесь - воплощение страсти". [13, 227]

О выразительности Шаляпинского слова, его умении читать "между нот" и "между строк" слагают легенды. Вряд ли кто может сравниться с ним в применении так называемой " интонации вздоха". Именно этот прием " позволяет ощутить интенсивность психологической вибрации, полноту переживания, характер чувствования". [13, 245]

Борис Годунов Шаляпина - непревзойденный шедевр, определивший на многие годы судьбу сценической жизни этого персонажа. Одни исполнители сознательно подражали ему, другие тщетно пытались избежать магического, колдовского влияния оперного гения.

В последнее время открываются все новые и новые тайны Шаляпинского феномена. Создан "Шаляпинъ - центръ", который публикует результаты своих исследований в альманахе "Катарсис". В интересных публикациях главного редактора этого альманаха Ирины Силантьевой Шаляпин предстает не только как великий артист, но и как могучая, многогранная личность, одержимая жаждой познания, нравственного и профессионального совершенствования. [8, 10, 12, 13]

Но сколько бы ни писали о Шаляпине, его мастерстве перевоплощения, магии воздействия, еще многое осталось "за кадром", ибо гений столь же неисчерпаем, сколь и непознаваем.

(Продолжение следует)

1 2



Э.К. Сэт
Профессор СГПУ

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Игорь Глебов. Мусоргский: Опыт характеристики. М: Гос. издат..1923.
  2. М.Д. Сабинина. Борис Годунов, // Г.Л. Головинский, М.Д. Сабинина. Модест Петрович Мусоргский. -М: Музыка. 1998.
  3. А. Хохловкина. Первые критики Бориса Годунова. // Мусоргский. Борис Годунов. Статьи и исследования. - М: Гос. издат.. 1930.
  4. Г.Л. Головинский. Зрелость. // Г.Л. Головинский, М.Д. Сабинина. Модест Петрович Мусоргский. -М: Музыка. 1998.
  5. М.П. Мусоргский. Письма. М. 1984.
  6. В.В. Стасов. Модест Петрович Мусоргский. Биографический очерк. // М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников. Составитель Е.М. Гордеева. - М: Музыка. 1989.
  7. Вас. Яковлев. Борис Годунов в театре. Очерки сценической истории оперы. // Мусоргский. Борис Годунов. Статьи и исследования. - М: Гос. издат.. 1930.
  8. Ирина Силантьева. Шаляпин, каким его знали книги. М.: Сфера. 1997.
  9. Ф.И. Шаляпин. Маска и душа.- М: СТД. 1990.
  10. И.И. Силантьева. Грим души. // Альманах Катарсис. Вып. 1. - М: Сфера. 1994.
  11. К.А. Коровин. Жизнь и творчество. - М. 1963.
  12. И.И. Силантьева. Последняя тайна творчества. // Шаляпин, каким его знали книги.- М: Сфера. 1997.
  13. И.И. Силантьева. О силе пения. // Шалапин, каким его знали книги.- М: Сфера. 1997.
  14. Р.К. Ширинян. М.П. Мусоргский. Альбом. - М: Музыка. 1987.
  15. Виктор Перин. Восхождение. // Документальная повесть о молодом Шаляпине. - М: Советский писатель. 1989.

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.